Скрипка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 12

Советского района г.о. Самара

________________________________________________________________

РОССИЯ, 443083, г. Самара, ул. Победы, 22

Тел: (846) 992 19 60 факс: (846) 992 19 60 e-mail: dshi-12@mail.ru

Аннотация

авторской образовательной программы «Скрипка»


В основу данной авторской программы положены педагогические принципы известного японского педагога – скрипача Шиничи Сузуки, который в течение многих десятилетий упорной педагогической работы доказал всему миру, что «каждый ребенок, способный говорить, может развивать и другие свои способности, в том числе и музыкальные». Он доказал на практике, что от детей можно и должно ожидать того уровня способностей, которые они демонстрируют в разговорной речи. Сузуки считал, что все дети одарены.

Цель программы: создание условий для приобщения детей к миру искусства, постижение его основ, приобретение определенных навыков владения скрипкой.

Задачи программы:

Образовательные:

- обучение игре на скрипке, формирование практических навыков и умений, игра по слуху, чтение с листа, игра в ансамбле;

- ознакомление учащихся с разнообразными музыкальными формами;

- выявление и развитие креативных способностей учащихся.

Развивающие:

- развитие музыкального кругозора путем приобщения к мировому музыкальному искусству; интенсивное освоение современного музыкального языка; сохранение и развитие самобытных самарских традиций исполнительства на скрипке путем приобщения учащихся к участию в конкурсах, музыкальных фестивалях, в филармонических концертах;

- обогащение педагогического и концертного репертуара авторскими переложениями для стимулирования творческого роста учащихся и побуждения их к творческой деятельности.

Воспитательные:

- воспитание духовной культуры, всестороннее развитие личности, ориентированной на общечеловеческие ценности;

- воспитание нравственных качеств ученика (чувства ответственности и самодисциплины, умения систематически работать и преодолевать трудности, повышать исполнительское мастерство).

Инновационной частью данной программы является включение в первый раздел цикла занятий для дошкольников. Эти занятия спланированы с учетом-психо-физических возрастных особенностей детей 4-6 лет и носят в основном игровой характер. Основной раздел школьной программы (1-7 классы) предусматривает вариативные задания, ежегодный примерный репертуарный список произведений для исполнения учащимися.

Количество часов в неделю – 2 часа. Основная форма обучения – индивидуальные занятия.

Общий объем курса составляет 504 часа (72 часа ежегодно). Все занятия в классе скрипки носят практический характер с теоретическими элементами.

Структура курса включает в себя индивидуальные (классные) и самостоятельные (домашние) занятия.

Основная форма обучения – индивидуальный урок. Эта форма занятий является общепризнанной и наиболее эффективной с точки зрения выявления творческих возможностей ребенка и максимальной возможности их развития. Занятия проводятся 2 раза в неделю (36 учебных недель в год) по академическому часу (40 минут), что позволяет педагогу дифференцированно учитывать в процессе обучения личностные особенности ученика, темп его развития, применять конкретные методы и приемы обучения и воспитания.

Обучение в кассе скрипки ведется по индивидуальному плану учащегося в соответствии с данной программой и утвержденными в школе требованиями.

В классе специального инструмента «Скрипка» практикуются такие формы работы как: академический, классный, отчетный концерты, концерт-лекция, концерт-беседа, конкурс. Концерты проводятся во внеучебное время. Проведение концертов способствует развитию интереса к музыкальному искусству, воспитывает эстетический вкус ученика, вырабатывает сценическое поведение, расширяет его музыкальный кругозор, и в целом формирует основы исполнительского мастерства.

Планируемые результаты

По окончании обучения в классе скрипки учащиеся обязаны:

– уметь художественно исполнять на скрипке музыкальные произведения различных стилей, направлений;

– обладать определенными техническими навыками владения инструментом;

– уметь играть с листа произведения определенной сложности;

– уметь подбирать по слуху мелодию;

– иметь навык игры в ансамбле;

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ «СКРИПКА»


Год обучения

Количество часов в неделю

Количество учебных недель

Общее количество часов в год

Формы контроля

I

полугодие

II полугодие

дошкольное отд.

2

36

72

прослушивание

прослушивание

1

2

36

72

академич. зачет

экзамен

2

2

36

72

академич. зачет

экзамен

3

2

36

72

академич. зачет

экзамен

4

2

36

72

академич. зачет

экзамен

5

2

36

72

академич. зачет

экзамен

6

2

36

72

академич. зачет

экзамен

7

2

36

72

прослушивание

экзамен

Всего часов:

2

288

576

-

-

Учебный план образовательной программы

Музыкальный инструмент «Скрипка»


Год обучения

Количество

часов в неделю

Количество

учебных недель

Общее количество

часов в год

Формы контроля

I уровень

II уровень

III уровень

I полугодие

II полугодие

I полугодие

II полугодие

I полугодие

II полугодие

1

2

36

72

зачет

зачет

зачет

зачет

контрольный урок

2

2

36

72

зачет

зачет

зачет

зачет

контрольный урок

контрольный урок

3

2

36

72

зачет

зачет

зачет

зачет

контрольный урок

контрольный урок

4

2

36

72

зачет

экзамен

зачет

экзамен

контрольный урок

зачет

5

2

36

72

зачет

зачет

зачет

зачет

контрольный урок

зачет

6

2

36

72

зачет

зачет

зачет

зачет

контрольный урок

зачет

7

2

36

72

прослушивание

экзамен

прослушивание

экзамен

прослушивание

экзамен

Всего часов:

2

252

504