Баян, аккордеон

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 12

Советского района городского округа Самара

________________________________________________________________

РОССИЯ, 443083, г. Самара, ул. Победы, 22

Тел: (846) 992 19 60 факс: (846) 992 19 60 e-mail: dshi-12@mail.ru

Аннотация

авторской образовательной программы «Баян, аккордеон»


Авторская образовательная программа рассчитана на 7 лет обучения детей в возрасте от 7 до 17 лет. За это время наиболее реально осуществляется решение поставленных целей и задач обучения в ДШИ. Содержание программы включает как традиционные произведения для баяна, аккордеона, так и произведения современных авторов.

По уровню реализации образовательных программ данная программа является авторской дополнительной образовательной программой.

По уровню освоения содержания предметной деятельности данная программа является базовой, для одаренных детей – углубленной.

По направленности образовательной деятельности данная программа является эстетико-художественной и профессионально-ориентированной.

Цели, задачи, принципы

Основная цель педагога-музыканта - развить в ученике любовь к музыке, обеспечить владение инструментом и развить исполнительские навыки. Кроме этого, важно воспитать человека, умеющего трудиться, умеющего понимать и воспринимать искусство.

Программа «Музыкальные инструменты «Баян, аккордеон», решает следующие образовательные задачи:

Учебные задачи:

— ознакомление на практике с произведениями народного музыкального творчества России, с лучшими образцами классической музыки, произведениями современных российских и зарубежных композиторов;

— формирование знаний, умений и навыков, на образцах классической, русской и зарубежной музыки прошлых веков, а также на лучших примерах современного музыкального искусства, способствующих максимальному раскрытию творческих способностей, таланта и возможностей ученика;

— развитие умений и навыков игры на баяне, владения навыками аккомпанемента, музыкального сопровождения на баяне;

— обеспечение общего музыкального развития ученика, углубление и расширение его музыкального кругозора (подробное ознакомление с важными событиями музыкальной жизни, различными стилями и жанрами в музыке, ознакомление с информацией о наиболее значительных композиторах и музыкальных произведениях и т.д.);

— формирование культуры поведения, как на сцене, так и в повседневной жизни (умение держаться на сцене, перед публикой; контролировать своё поведение с окружающими; знать основные элементы этикета).

Развивающие задачи:

Развитие интеллектуальных способностей:

— формирование способности воспринимать музыку как живое, образное искусство, неразрывно связанное с жизнью;

— развитие творческого воображения и образного мышления;

— развитие общих способностей, эмоциональности, умение управлять своими чувствами, развитие понимания и эмоционально-ценностного восприятия разностилевой и разножанровой музыки;

— развитие самостоятельности и творческого подхода к музыкальной деятельности (возможность выбора учащимся музыкальных произведений для разучивания в пределах соответствующей программы).

Развитие физиологических способностей:

— развитие мелкой моторики пальцев рук;

— развитие координационных навыков;

— формирование правильной осанки;

— формирование потребности в здоровом образе жизни.

Воспитательные задачи:

— сохранение исторической преемственности поколений; развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

— формирование духовно-нравственных качеств личности;

— воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость; развитие культуры межэтнических отношений;

— раскрытие и воспитание духовной культуры личности ребёнка через нравственно-эстетические идеалы музыкального искусства для самопознания и самоопределения в этом мире;

— воспитание эстетического вкуса и культуры слушателя у учащихся;

— воспитание самостоятельности, потребности находиться в постоянном творческом поиске;

— подготовка ученика к роли проводника эстетической культуры;

— формирование их творческих способностей; воспитание деятельного музыканта-просветителя, музыканта-пропагандиста;

— воспитание таких черт характера у учащихся как трудолюбие, доведение начатого дела до конца, настойчивости в достижении намеченной цели;

— воспитание ценностных ориентаций и отношений, нравственных качеств личности;

— воспитание целостного миропонимания, современного научного мировоззрения;

— создание условий для самореализации личности; формирование трудовой мотивации, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда; формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами образовательной программы.

Образовательные технологии (методы и формы обучения)

Реализуя данную программу педагог использует в своей деятельности педагогические образовательные технологии развивающего, личностно-ориентированного обучения, в воспитании - технологии коллективной творческой деятельности различные формы организации обучения и воспитания, такие как:

- уроки, репетиции, сообщения, экскурсии, которые нацелены на создание условий для развития способности слушать и слышать, видеть и замечать, концентрироваться, наблюдать и воспринимать;

Программа предусматривает применение различных методов обучения: словесных, наглядных и практических, опирающихся на основные принципы построения программы: актуальность, научность, доступность изложения, индивидуальный подход и пр. Оперируя различными методами, зная их положительные и отрицательные моменты, педагог может быстро достигать поставленной педагогической цели, активизировать процесс обучения.

Диагностирование интересов, склонностей, способностей учащихся класса баяна, аккордеона

Чтобы правильно построить работу, педагог должен знать ребенка, его интересы, волевые качества, семью, проводить педагогическую самодиагностику. Для решения воспитательных задач программой предусмотрена психолого-педагогическая диагностическая деятельность, которая направлена на изучение личности учащихся, коллектива учащихся, семьи, комфортности образовательной среды.

Воспитательная деятельность педагога, реализующего образовательную программу Музыкальные инструменты «Баян, аккордеон»

Процесс воспитания направлен на воспитание и развитие свободной, жизнелюбивой, талантливой личности, обогащенной знаниями, эстетически развитой, готовой к созидательной, творческой деятельности и нравственному поведению.

Необходимо регулярно знакомить учащихся с новинками нотной и музыкальной литературы. По возможности посещать концерты музыкантов-исполнителей, концерты классической музыки.

Основные направления воспитательной деятельности педагога, реализующего образовательную программу «Музыкальные инструменты «Баян, аккордеон»:

- организация коллективных творческих мероприятий с учащимися: концерты, смотры-конкурсы, творческие вечера, отчеты и пр.

- распространение психолого-педагогических знаний и знаний среди родителей (групповые и индивидуальные беседы, методические рекомендации, консультации, организация участия в проведении совместных мероприятий с детьми).

Организация учебно-воспитательного процесса

Программа рассчитана на семь лет обучения и предназначена для учащихся «Музыкально-инструментального отдела» 1-7 классов ДШИ № 12.

Количество часов занятий в году с учащимися всех лет обучения определены Учебным планом ДШИ № 12, утверждаемым каждый год - это 2 часа в неделю (1час – 40 минут).

Занятия проводятся с 1 сентября по 31 мая включительно. Количество учебных недель – 36. Форма занятия индивидуальная.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ «БАЯН, АККОРДЕОН»


Год обучения

Количество часов в неделю

Количество учебных недель

Общее количество часов в год

Формы контроля

I

полугодие

II полугодие

1

2

36

72

академич. зачет

экзамен

2

2

36

72

академич. зачет

экзамен

3

2

36

72

академич. зачет

экзамен

4

2

36

72

академич. зачет

экзамен

5

2

36

72

академич. зачет

экзамен

6

2

36

72

академич. зачет

экзамен

7

2

36

72

прослушивание

экзамен

Всего часов:

2

252

504

-

-