Сольное пение

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 12

Советского района городского округа Самара

________________________________________________________________

РОССИЯ, 443083, г. Самара, ул. Победы, 22

Тел: (846) 992 19 60 факс: (846) 992 19 60 e-mail: dshi-12@mail.ru

Аннотация

на авторскую дополнительную образовательную программу

«Сольное пение»


Направленность программы - художественно-эстетическая

По уровню реализации авторская дополнительная образовательная программа «Сольное пение» является программой среднего (полного) общего образования, долгосрочной, развивающей музыкальные способности учащихся. Программа рассчитана на 7 лет обучения детей в возрасте от 7 до 17 лет. Форма обучения – индивидуальные занятия.

Цель выявление и развитие вокальных данных у учащихся, эстетическое воспитание средствами вокального искусства, создание основы для воспитания профессиональных вокалистов.

Задачи программы:

Образовательные:

- формирование у учащихся интереса к вокальному искусству;

- развитие мелодического, гармонического, метроритмического и тонального слуха в процессе вокального творчества;

- развитие эстетического вкуса и музыкального кругозора детей;

- формирование чувства музыкального стиля;

Воспитательные:

- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

- воспитание целеустремленности, усидчивости, терпения, старательности, эмоциональной отдачи;

- формирование у детей положительного отношения к труду и творчеству, стремление своим посильным трудом доставить окружающим радость и получить от этого моральное удовлетворение;

- формирование чувства уважения к человеку, проявление интереса к его внутреннему миру;

- воспитание доброты к людям;

- воспитание чувства сострадания, сопереживания к близким, уважения к старшим;

- воспитание чувства патриотизма и любви к Родине, умение чувствовать красоту родной земли, уважение к ее истории, гордость за достижения нашей национальной культуры;

- воспитание у детей интереса и уважения к музыке других народов.

Развивающие:

- развитие музыкальной памяти, вокального слуха и навыка академического пения;

- развитие духовных, музыкальных, эстетических и творческих способностей детей;

- развитие навыков творческого мышления, воображения, эмоциональности, актерских качеств.

Актуальность специфики содержания музыкальных индивидуальных занятий в классе сольного пения заключается в овладении общих способов постижения музыкального искусства, позволяющих как можно раньше создать в сознании учащихся целостные музыкальные образы, осуществить выход в проблемное поле музыкальной культуры через вокальную культуру и исполнительство.

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении учащимися основных пластов мирового музыкального искусства: духовной музыки, произведений композиторов - классиков «золотого фонда», сочинений современных композиторов и т.д. Приоритетным в данной программе является введение в мир музыки через интонации, темы, образы, привитии музыкального вкуса, формирование собственного мнения и творческого, креативного мышления.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, её жанрово-стилистические особенности.

Через опыт общения с музыкой как «искусством интонируемого смысла» (Б.С.Асафьев), с конкретным музыкальным произведением у детей формируется опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к музыке и жизни. Через опыт общения с музыкой учащимися осваиваются основные сферы музыкального искусства и виды музыкальной деятельности: исполнение, сочинение, слушание, импровизация, интонация, как носитель образного смысла музыкального произведения, принципы развития музыки (повтор, вариативность, контраст), особенности строения музыкальных сочинений (одночастная, двухчастная, рондо, трёхчастная, куплетная, вариации).

Учащиеся знакомятся с музыкальными формами через алгоритмы Д.Е.Огородного, с жанрами музыки (песней и её видами). Вместе с основными средствами музыкальной выразительности, постигают их своеобразие, спецификой их преломления в музыкальной речи композитора в конкретном произведении. Творческие задания на сочинение мелодий, ритмических рисунков, звуковую, вокальную простейших песенных композиций являются логическим продолжением импровизаций, с одной стороны и выполнения творческих заданий по сочинению музыки – с другой.

Методические принципы программы: увлечённость, интонационность, с опорой на отечественные шедевры музыкальной культуры, возвышение ребёнка до понимания философско-эстетической сущности искусства (проблематизация содержания образования).

Виды (формы) музыкальной деятельности - при тематическом строении все виды музыкальной деятельности на уроке целесообразно рассматривать как единую деятельность, подчинённую раскрытию темы. В этом контексте слушание музыки – один из важнейших источников получения знаний, формирования ценностного отношения к музыке, средство личностного развития учащегося.

Организация учебно-воспитательного процесса

Форма обучения – индивидуальное занятие, режим занятий – в первый и второй годы обучения 1,5 часа в неделю, начиная с третьего года обучение и далее - 2 часа в неделю.

На обучение по программе - «Сольное пение» принимаются учащиеся в возрасте 7-17 лет, как с вокальной подготовкой, так и без навыков певческой практики. Учащиеся предварительно проходят консультацию у специалиста - фонопеда с целью выявления состояния голосового аппарата, как самого основного инструмента ученика - вокалиста.

Обучение ведётся по индивидуальному плану с учётом индивидуальных способностей ребёнка. Индивидуальный план содержит следующие разделы: программа по полугодиям, характеристика на учащегося (пишется педагогом по окончании каждого года обучения). В индивидуальном плане фиксируется дата, программа исполнения, выступления в течение каждого полугодия и результаты промежуточных и итоговой аттестаций.

Отличительная особенность данной программы в целом - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки вокального искусства и включение в контекст уроков вокала сведений из истории для воссоздания яркой картины данной эпохи, с целью точности исполнения и передачи образа.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН АВТОРСКОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ»


Год обучения

Количество часов в неделю

Количество учебных недель

Общее количество часов в год

Формы контроля

I

полугодие

II полугодие

1

1,5

36

72

академич. зачет

экзамен

2

1,5

36

72

академич. зачет

экзамен

3

2

36

72

академич. зачет

экзамен

4

2

36

72

академич. зачет

экзамен

5

2

36

72

академич. зачет

экзамен

6

2

36

72

академич. зачет

экзамен

7

2

36

72

прослушивание

экзамен