Хоровое пение

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 12

Советского района городского округа Самара

________________________________________________________________

РОССИЯ, 443083, г. Самара, ул. Победы, 22

Тел: (846) 992 19 60 факс: (846) 992 19 60 e-mail: dshi-12@mail.ru

Аннотация авторской

образовательной программы «Хоровое пение»


Хоровой класс в детской школе искусств занимает важное место в системе музыкального воспитания и образования. Музыка, хоровое пение - наиболее важные пути эстетического воспитания. Хоровое пение развивает и обогащает музыкальный кругозор, способствует повышению культурного уровня.

Целью авторской дополнительной образовательной программы «Хоровое пение» является эстетическое, нравственное, духовное воспитание учащихся средствами музыкального искусства. Хор — самая демократичная форма музицирования. Исходя из этого, перед хормейстером стоит задача повышения эффективности образовательного процесса с помощью прогрессивных педагогических методов.

Задача руководителя хора — привить детям любовь к хоровому пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематическом коллективном музицировании, учитывая, что хоровое пение — самый доступный вид музыкальной деятельности.

Задача вокальной работы хормейстера — это раскрытие творческого потенциала ребёнка. В хоровом коллективе педагогом должна быть создана атмосфера творчества, взаимопомощи, ответственности каждого за результаты общего дела. Такая атмосфера способствует формированию личности ребёнка, помогает ему поверить в собственные силы, воспитывает чувство единства коллективом, ибо именно в этом залог высоких художественных результатов хора. Программа «Хоровое пение», решает следующие образовательные задачи:

Учебные задачи:

- развитие специальных музыкальных способностей: формирование певческой установки, музыкального слуха, укрепление голосового аппарата, развитие основных свойств детского певческого голоса;

- формирование интонационных навыков, необходимых для овладения вокальным исполнительским искусством, овладение вокально-хоровыми навыками, правильным певческим дыханием, постановка голоса;

- ознакомление на практике с произведениями народного музыкального песенного творчества России, с лучшими образцами классической музыки, произведениями современных российских и зарубежных композиторов;

- ознакомление учащихся с творчеством наиболее известных детских композиторов-песенников, с вокальными, хоровыми жанрами;

- формирование музыкально-хоровых знаний, умений и навыков, на лучших образцах классической, русской и зарубежной музыки прошлых веков, а также на лучших примерах современного музыкального искусства, способствующих максимальному раскрытию творческих способностей, таланта и возможностей ученика;

- формирование понимания хоровой музыки;

- обеспечение общего музыкального развития ученика, углубление и расширение его музыкального кругозора (подробное ознакомление с важными событиями музыкальной жизни, различными стилями и жанрами в музыке, ознакомление с информацией о наиболее значительных композиторах и музыкальных хоровых произведениях и т.д.);

- формирование культуры поведения как на сцене, так и в повседневной жизни (умение держаться на сцене, перед публикой; контролировать своё поведение с окружающими; знать основные элементы этикета);

Развивающие задачи:

Развитие интеллектуальных способностей:

- формирование способности воспринимать хоровую музыку как живое, образное искусство, неразрывно связанное с жизнью;

- формирование музыкально-исполнительской и вокально-хоровой культуры;

- развитие творческого воображения и образного мышления;

- развитие общих способностей, эмоциональности, умение управлять своими чувствами развитие у учащихся понимания и эмоционально-ценностного восприятия разностилевой и разножанровой музыки;

- развитие у учащихся самостоятельности и творческого подхода к музыкальной деятельности (возможность выбора учащимся музыкальных произведений для разучивания в пределах программы);

Развитие физиологических способностей:

- развитие правильного певческого дыхания;

- формирование правильной осанки;

- развитие координационных навыков;

- формирование потребности в здоровом образе жизни.

Воспитательные задачи:

- сохранение исторической преемственности поколений; развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

- формирование духовно-нравственных качеств личности;

- воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость; развитие культуры межэтнических отношений;

- раскрытие и воспитание духовной культуры личности ребёнка через нравственно-эстетические идеалы музыкального искусства для самопознания и самоопределения в этом мире;

- воспитание эстетического вкуса и культуры слушателя у учащихся;

Организация занятий хорового класса

При организации занятий в хоровом классе необходимо руководствоваться не столько вокальными возможностями детей, сколько их возрастом. Отсюда возникает необходимость формирования на вокальном отделении в ДШИ трёх хоровых возрастных коллективов: младшие хоры комплектуются из учащихся 1-4 классов средней школы, средние хоры комплектуются из учащихся 5-6 классов, старшие - из учащихся 7 и старше классов. На обучение с первого по четвёртый годы в школьном учебном плане на занятия хоровым пением отводится 2 часа в неделю, в 5-7 годах обучения — 3 часа в неделю.

За учебный год в хоровом классе должно быть пройдено примерно следующее количество произведений:

- младший и средний хор - 10-12;

- старший хор - 8-10 произведений.